Несмотря на ситуационность проблем взаимодействия человека и организационного окружения, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением:
ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
ожидания организации в отношении индивида, его роли и места в ней.
Индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, и давал требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:
содержания, смысла и значимости работы;
оригинальности и творческого характера работы;
увлекательности и интенсивности работы;
степени независимости, прав и власти на данной работе;
степени ответственности и риска;
престижности и статуса работы;
степени включенности работы в более широкий трудовой процесс;
безопасности и комфортности условий на работе;
признания и поощрения хорошей работы;
заработной платы и премий;
социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;
гарантий роста и развития;
дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе;
отношений между членами организации;
конкретных лиц, работающих в организации.
Для каждого индивида их комбинация, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна.
Организация ожидает от человека, что он проявит себя следующим образом:
специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации;
человек, обладающий определенными личностными, и моральными качествами;
член коллектива, способный коммутировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
член организации, разделяющий ее ценности;
работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;
человек, преданный организации и готовый вне организации отстаивать ее интересы;
исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;
член организации, способный занять определенное место внутри организации и способный взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.
Комбинация этих ожиданий, а также степень значимости во всех организациях различны. Более того, в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий.
Теперь необходимо рассмотреть два возможных подхода к установлению взаимодействия человека и организации.
Перейти на страницу: 1 2 3
|