Сущность, понятие и факторы повышения эффективности управления персоналом

Эффективность от латинского слова «effectus» - исполнение, действие. Вначале понятие эффективности относили к технике и технологии. При этом под эффективностью понимали меру выполненной работы по отношению к затраченной энергии или соотношение между фактическим и потенциальным результатом любого процесса. [8].

Позднее стали применять понятие эффективности к экономической деятельности, рассматривая эффективность производственного процесса как отношение того, что произведено к тому, что необходимо для производства, в частности, отношение выпуска продукции к затратам ресурсов.

Эффективность экономической деятельности ещё более четко подчеркивает оценочный характер категории «эффективность». Она всегда связана с отношением ценности результата к ценности затрат и может меняться с изменением оценок.

В экономике понятие «эффективность» в самом простом определении означает максимизацию результата при допустимых затратах и усилиях. Вспомним историю экономических учений. Именно требованием эффективности Адам Смит обосновал необходимость разделения труда на своем знаменитом примере производства булавок. Фредерик Уинслоу Тейлор - отец менеджмента и его последователи впервые использовали научный подход к решению проблемы производительности труда рабочих, способствующему эффективности в промышленности. Каждая западная управленческая школа внесла ощутимый вклад в управление, предлагая свой способ повышения эффективности деятельности организации.

Постепенно, по мере развития научного менеджмента, понятие эффективности деятельности предприятия стало более содержательным. Причиной тому явились глубокие динамические процессы, которые произошли в экономике и привели к значительному усложнению внешней среды организации. Спрос преобладал над предложением. Диктат производителя перешел в диктат потребителя. Вот почему уже в конце 50-х гг. в западном менеджменте появился термин «общая эффективность» («общая производительность»), имеющий составляющие:

а) внутренняя эффективность;

б) результативность (внешняя эффективность)[9].

Под «эффективностью системы управления» следует понимать результат ее функционирования, обеспечивающий предприятию в условиях конкуренции достижение поставленных целей при наименьших затратах на управление. Исходя из данного определения, анализ экономической эффективности предполагает вычисления абсолютной и сравнительной эффективности затрат производства.

Абсолютная эффективность, рассчитываемая по каждому анализируемому объекту, характеризует общую величину эффекта, который получается в результате совершенствования системы управления производством[10].

Сравнительная эффективность дает возможность определить преимущества одного варианта по сравнению с другим, а также степень приближения выбранного варианта к оптимальному[9]. В наиболее общем виде эффективность системы управления представляет собой отношение эффекта, полученного в результате ее совершенствования, к производственным затратам. Поэтому главной задачей экономического анализа на предприятиях является выявление эффекта, который должен определяться, прежде всего тем, в какой степени система управления производством способствует достижению главных целей организации.

В этой связи результаты совершенствования системы управления производством должны отражаться в экономии всех видов ресурсов, повышении качества продукции, изменении характера и культуры труда. К сожалению, не всем из вышеперечисленных элементов экономического и социального эффекта может быть дана натуральная или стоимостная оценка. Поэтому при определении эффективности системы управления предприятиями наряду с количественными показателями необходимо учитывать и ряд качественных.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.