| 
  
 Деловая оценка работника
  - процедура, проводимая с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т.д. 
 Какие задачи помогает решать деловая оценка кадров: 
 1. Подбор кадров: 
  оценка личных качеств претендентов; 
  оценка квалификации претендентов. 
 2. Определение степени соответствия занимаемой должности: 
  переаттестация работников; 
  анализ рациональности расстановки кадров; 
  оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей; 
  оценка после стажировки, испытательного срока. 
 3. Улучшение использования кадров: 
  определение степени загрузки работников, использование в соответствии с квалификацией; 
  совершенствование организации управленческого труда. 
 4. Выяснение вклада работников в результаты организации: 
  организация поощрения работников; 
  установление меры взыскания. 
 5. Продвижение работников, необходимость повышения квалификации: 
  прогнозирование продвижения по службе работников; 
  формирование резерва на выдвижение; 
  отбор для выполнения ответственных заданий; 
  необходимость повышения квалификации и ее направленность; 
  разработка программ повышения квалификации работников управления; 
  оценка эффективности обучения и повышения квалификации. 
 6. Улучшение структуры аппарата управления: 
  обоснование численности аппарата управления, специалистов и служащих в подразделении; 
  проверка нормативов численности; 
  обоснование структуры кадров по должностям, уровню квалификации; 
  разработка и уточнение должностных инструкций. 
 7. Совершенствование управления: 
  совершенствование стиля и методов управления; 
  повышение ответственности работников; 
  укрепление взаимосвязи руководителей и подчиненных. 
 Оценка работника в организации служит трем основным целям: административной, информационной и мотивационной: 
 1. Административная цель - повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка проводится для принятия административных решений. 
 2. Информационная цель - в результате оценки появляется возможность информировать работников об относительном уровне их работы. В итоге работник узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности. 
 3. Мотивационная цель - результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, их можно объективно вознаградить. 
 Различают два основных вида деловой оценки персонала: оценку кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала. 
 При необходимости проводятся дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения, оценка по результатам обучения, при контроле хода адаптации работников и т.д. 
 Теперь, исходя из вышесказанного, надо определиться, какие виды оценки нам требуются и каких целей с их помощью мы можем добиться. 
 Перед директором организации «Х» стояло две главных проблемы: постоянная смена состава работников без повышения показателя профессионализма у вновь принимаемых на работу водителей (здесь надо отметить, что проблемой скорее была методика, по которой директор осуществлял найм этих людей, поскольку основным поставщиком кадров для него служило «сарафанное радио» - информационный поток между друзьями, сотрудниками, бывшими коллегами, родственниками и т.п.). Вторая проблема состояла в отсутствии кадровых возможностей для дальнейшего роста компании: при том уровне исполнения работ и квалификации, что был характерен для его подчиненных, не было и разговора о том, чтобы выходить на международные рейсы. При этом налицо было несоответствие навыков и умений работников не только стандартам международного уровня, но даже минимальным требованиям профессиональной этики в российских условиях. Дополнительно к этому надо отметить критическое состояние дел: из-за неразберихи с кадрами происходили сбои в работе, учащались простои машин, уровень их технического оснащения падал, почти половина нуждалась в дорогостоящем ремонте, из-за накладок по вине водителей фирма теряла весьма выгодные заказы - все это определило большие финансовые потери и требовало принятия «глобальных» решений. 
 
 |