SWOT-анализ внешний и внутренней среды предприятия

SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов - «strength», «weaknesses», «opportunities», «threats» - «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»). Этот анализ Сильных и Слабых сторон организации, Возможностей и Угроз во внешней среде, основан на исследовании действительного и потенциального рынков и служит средством выявления конкурентных преимуществ и проблем бизнеса и разработки стратегии развития организации.

SWOT-анализ является обобщающим анализом и базируется на проведенном ранее анализе внутренней среды, внешней микросреды (модель пяти сил конкуренции), внешней макросреды (PEST-анализ).

Для проведения SWOT-анализа необходимо выполнить следующие действия (рис. 4.1):

определить основное направление развития предприятия (его миссию);

взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать;

определить цели предприятия, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей).

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы (рис. 4.2) необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Рисунок 4.1 - Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Рисунок 4.2 - Матрица SWOT-анализа

Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (табл. 4А).

Таблица 4А - Матрица SWOT-анализа

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Появление новой розничной сети и т.д.

УГРОЗЫ

1. Появление крупного конкурента и т.д.

Сильные стороны

1. Высокое качество продукции

1. Как воспользоваться возможностями: - попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции

2. За счет чего можно снизить угрозы: - держать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции

Слабые стороны

1. Высокая себестоимость продукции

3. Что может помешать воспользоваться возможностями: - новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов

4. Самые большие опасности для фирмы: - появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам

анализ позволяет:

определить ключевые факторы успеха (КФУ) предприятия;

определить основные направления развития предприятия;

сформулировать основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

КФУ (сильные стороны) должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например, путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данного предприятия. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия. Ключевые факторы предприятий успеха могут определяться в следующих областях:

§ Инновации;

§ Организация производства.

§ Маркетинг.

§ Оборудование.

§ Финансы.

§ Система сбыта.

§ Кадры;

§ Месторасположение.

§ Имидж организации.

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.