Иерархия управления в организации

С ростом размера организации и, как следствие, вертикальной и горизонтальной специализации труда, возникает необходимость отделения работы по координации от непосредственного выполнения работы для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо более высокого уровня управления имеет в подчинении одного или несколько лиц более низкого уровня. Чем больше подчиненных имеет руководитель, тем больше его сфера контроля.

К идее иерархии организационной структуры владельцы предприятий пришли не сразу. Впервые изучением организационных структур занялся А. Файоль на рубеже 19 и 20 вв. Как пишет П. Друкер «Уже в то время необходимость в организационной структуре стала очевидной. Впрочем, Ф. У. Тейлор сомневался в ее необходимости. Он все время писал и говорил о «владельцах и их помощниках». П. Друкер сравнивает руководителя с капитаном на корабле, который принимает окончательное решение и которому беспрекословно подчиняются остальные сотрудники, а «в ситуации повышенного риска, - а с такой ситуацией рано или поздно сталкивается любая организация, - от четкого руководства зависит само существование организации. Когда на корабле пожар, капитан не созывает собрание, а отдает приказы».

Требования к управленческой иерархии и соответствующей ей организационной структуре постепенно изменялись. Основные факторы, определяющие этими изменения:

- изменение внешней среды: рост непредсказуемости событий, рост темпов изменений, усиления взаимовлияния элементов внешней среды;

- развития науки управления: появление различных подходов, их развитие, интеграция и т.п.

научно-технический прогресс: эволюция технологий, отсюда внедрение новых методов управления; освоение компьютерных технологий и как следствие - упрощение коммуникаций;

Минцберг Г. так описывает эволюции организации: «Основа любой организации - операторы, т. е. индивиды, на плечи которых ложится основная деятельность по производству продукции и предоставлению услуг. Именно они образуют операционное ядро организации. Во всех без исключения организациях (даже в самых простых) должен быть по крайней мере один специально выделенный менеджер, который занимает позицию, называемую стратегическим апексом, т. е. такое положение, которое позволяет ему удерживать в поле зрения систему в целом. По мере роста организации число таких менеджеров возрастает - причем не только сотрудников, управляющих операторами, но и менеджеров, управляющих менеджерами. Возникает некая срединная линия или иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса». (см. Приложение 1).

С внедрением компьютеров в производство у руководителей появилась возможность непосредственно контролировать деятельность исполнителей, обмениваться с ними информацией, используя интернет и внутренние каналы электронной связи. В результате количество менеджеров среднего звена резко сократилось. Освоение интернета привело к созданию нового типа структур - сетевых структур, в которых вовсе отсутствует средний уровень управления и вся координация деятельности осуществляется одним или несколькими людьми.

Постепенно исследователи пришли к выводу, что иерархия управления - это инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Так А.Чандлер в свое время сформулировал следующий принцип: «стратегия определяет структуру».

Перейти на страницу:
1 2

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.