Общие понятия о мотивации персонала

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность человека появляется в выборе стимулов [1, с.24].

В сфере управления персоналом возникает понятие трудовая мотивация, под которой подразумеваются:

- потребности и ожидания работника;

меры, которые компания применяет по отношению к работнику для повышения эффективности его труда;

вознаграждение, оплата труда работника [3, с.58].

Таким образом, трудовая мотивация - процесс побуждения работника к эффективному труду, в котором формируется трудовое поведение индивида, работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации.

Часто, ведя разговор о заинтересованности работника в высокой производительности своего труда, менеджеры употребляют термины «мотивация» и «стимулирование» как близкие по значению синонимы. Это не совсем корректное сравнение. Необходимо отметить, что не проведена четкая граница между «мотивацией» и «стимулированием» и в теоретических изданиях.

Для внесения различий в данных понятиях необходимо изучить понятия «стимул» и «мотив». Так стимул - внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина [9, с.142].

Стимул это нечто внешнее по отношению к человеку. Следовательно, в широком смысле, стимул - это такое воздействие одним человеком на другого, которое побуждает его к направленному действию, нужному инициатору воздействия. Если воздействие не вызывает побуждение к определенному действию, то такой стимул можно считать не действенным.

Мотив, это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека, причем это не, просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого предмета. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Таким образом, стимулирование - это процесс воздействия на человека посредством значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации и т.п.), побуждающий человека к определенным действиям (пребывание в комфортных условиях и т.п.)

Таким образом, мотивация - есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета. Или, мотивация - это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета.

Различают следующие виды мотивации:

- материальная - назначение, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная часть заработка - премии, комиссионные и пр.

нематериальная - вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании).

моральная - вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.) и дополнительных возможностей распоряжаться ресурсами организации.

организационная - создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании.

Существуют также и другие виды мотивации, встречающиеся в мотивационных теориях:

Мотивация достижения - стремление работника получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд.

Мотивация избегания - стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.

Мотивация успеха - стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.