Экономическая сущность качества продукции

В теории и практике современного управления существует множество различных аспектов, с помощью которых обосновывается высокая значимость феномена качества для обеспечения успешного функционирования предприятий и организаций. Однако, не смотря на свою множественность и разносторонность, практически все эти аспекты содержат в себе единое общее положение о том, что на современном этапе развития экономических систем именно качество их работы является важнейшим условием их рыночной конкурентоспособности. Таким образом, проблемы управления качеством становятся для предприятий актуальными тогда, когда они реально сталкиваются с проблемой конкуренции и необходимостью обеспечения собственных конкурентных преимуществ. [14, с.5]

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребителя, а также расходами на приобретение соответствующего товара. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношением стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия.

Качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.[23, c.23]

При рассмотрении качества как фактора конкурентоспособности предприятий необходимо обязательно учитывать следующие специфические моменты.

Во-первых, качество работы предприятия в целом не тождественно качеству выпускаемой им продукции. Проблема в данном случае состоит в том, что конкурентоспособность предприятия - это многоплановое понятие. В современной трактовке под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность достигать основных целей своего функционирования в условиях конкурентного противодействия. Так, предприятие, выпускающее конкурентоспособную продукцию, но не обеспечивающую удовлетворение целей своего персонала либо целей общества, неизбежно утрачивает свои конкурентные преимущества. Таким образом, говорить о качестве как о факторе конкурентоспособного предприятия можно только учитывая многоцелевой характер его функционирования.

Во-вторых, несмотря на то, что само по себе качество функционирования предприятия, рассматриваемое как фактор его конкурентоспособности, является абсолютной характеристикой, уровень этого качества должен определяться как относительный параметр, проявляющийся в условиях конкурентного взаимодействия предприятия с агентами внешней среды.

В-третьих, любое предприятие является сложной социально-экономической системой, следовательно, качество его работы также следует рассматривать кик системную категорию. Это означает, что реально высокое качество работы предприятия достигается только при условии выполнения двух основных правил:

) обеспечивается высокий уровень качества работы всех функциональных подсистем предприятия, т.е. высокое качество работы всех его подразделений;

2) обеспечивается высокий уровень качества взаимодействия между подсистемами.

Нарушение любого из указанных правил неизменно приводит к резкому снижению качественного уровня функционирования всего предприятия в целом. [14, с.5-9]

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоёмкость, себестоимость, масса, размер изделия и т.д.) называется показателем качества продукции. [10, c.16]

Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.

По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.

По оценке уровня качества - базовые, относительные показатели.

По стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.

По характерным свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.