Методы групповой работы

• дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы;

• целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.

Рекомендации для руководителя:

• должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;

• в вопросах должна быть минимальная информация;

• при постановке серии вопросов необходимо:

снижать уровень проблемности задачи;

задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме, побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на решаемую проблему;

• необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление;

• проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.

Рекомендации для членов группы (аппарата управления):

• запоминать наиболее характерные вопросы и стараться систематизировать их;

• ставить перед собой вопросы:

упрощающие проблему;

позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны;

стимулирующие использование имеющихся знаний и выработанных навыков;

разделяющие проблему на подпроблемы;

побуждающие к самоорганизации, самоконтролю.

Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение проблемы и повышающая ее определенность.

Последовательность действий. Необходимо выяснить:

• что неизвестно;

• что дано;

• в чем состоит условие;

• возможно ли удовлетворить условие;

• достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет, или чрезмерно, или противоречиво);

• сделать чертеж (рисунок);

• ввести подходящие обозначения;

• разделить условие на части;

• постараться записать их.

Формирование идеи и разработка плана решения:

• как найти связь между данными и неизвестными;

• известна ли какая-нибудь родственная задача;

• нельзя ли ею воспользоваться;

• нельзя ли использовать метод ее решения;

• не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей;

• нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;

• нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более частную, аналогичную;

• нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;

• нельзя ли извлечь что-нибудь полезное из данных;

• все ли данные и условия использованы;

• приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.

Осуществление плана. Реализуя план решения, контролируйте свои шаги:

• ясно ли Вам, что предпринятый план правилен;

• сумеете ли Вы доказать, что он правилен.

Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли:

• проверить результат;

• проверить ход решения;

• получить тот же результат иначе;

• проверить правильность полученного результата;

• в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат;

• решить задачу, обратную этой.

Метод свободных ассоциаций.

Рекомендации для руководителя:

• не спешить решать задачу (проблему), а попытаться неоднократно ее переформулировать, посмотреть на нее с другой стороны;

• предлагать слово, понятие, попытаться “вызвать” какой-то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы;

• на начальных этапах генерирования идей на основе образования ассоциаций критика запрещена;

• смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро.

Рекомендации для членов группы (аппарата управления):

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.