Методы групповой работы

• высказывать, демонстрировать все, что прямо или косвенно вызывает возникновение ассоциаций, идей;

• фиксировать любые идеи, зарождающиеся у коллег;

• после наработки идей систематизировать и классифицировать их;

• посредством критического анализа выбрать наилучшие идеи.

Метод инверсии.

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом.

Рекомендации для руководителя:

• побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления;

• наряду с прямой задачей выдвигать обратные;

• добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;

• предлагать членам группы в процессе решения проблемы использовать противоположные процедуры.

Рекомендации для членов группы:

• помнить, что инверсия - поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;

• начинать решать задачу с попытки ее переформулировать;

• ко всякой идее искать контридею;

• решая задачи, стараться использовать противоположные процедуры, средства.

Метод и данная психотехнология позволяют:

• развивать диалектику мышления;

• находить выход из безвыходных ситуаций;

• отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Применение этой формы работы с людьми требует развитых творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.

Метод личной аналогии.

При решении задач (проблем) иногда осуществляется замена исследуемого объекта, законы функционирования которого неизвестны, на аналогичный объект с уже известными свойствами.

Этот психотехнический способ позволяет:

• развивать воображение, фантазию (образное мышление) и на этой основе получать оригинальные решения проблем;

• исследовать объекты, не привлекая средства, ресурсы.

В результате успешной мыслительной работы можно получить только идею решения проблемы.

Метод номинальной группы.

Используется для поиска наилучших вариантов решения задач.

Условия и требования:

• привлекаются эксперты, хорошо решающие проблему, но ранее вместе не работавшие;

• участники в процессе совместной работы могут генерировать собственные идеи, но впоследствии, с учетом позиции коллег, их пересматривать;

• состав группы - не более 12-15 человек (минимум - 6-8 человек);

• эксперты не должны быть связаны служебными отношениями;

• продолжительность работы группы - 5 ч (с учетом освоения метода);

• высказанные идеи воспринимаются не только на базе личного отношения к ним, но и с учетом обстановки в группе;

• происходит взаимное “подпитывание” экспертов, в результате чего идея как бы отделяется от авторов.

Этапы работы группы.

Ведущий:

. зачитывает тщательно сформулированное задание экспертам. Эксперты в письменном виде предлагают идеи решения. Процедура длится 20 мин;

. предлагает участникам назвать по одной идее и записать их на доске (вывести на монитор компьютера). Каждый эксперт называет одну идею. По кругу перечисляются идеи, при этом исключаются комментарии к ним и их оценки. Происходит индивидуальный анализ каждой идеи всеми участниками;

. зачитывает первую идею и предлагает каждому высказать свое мнение по одному из четырех вариантов:

• оставить идею в списке;

• уточнить идею, переформулировать, сократить и т. д.;

• объединить с другой идеей;

• вычеркнуть (при полном согласии всех членов группы).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.