Особенности стратегического планирования и управления по развитию предприятий сферы услуг

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению.

Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

Стратегическое управление - управление, предполагающее, что в центре внимания руководства организации находятся факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, государственные структуры, партнеры и т.д.).

Стратегическое управление предусматривает планирование текущей деятельности организации для достижения желаемых результатов в будущем с учетом тенденции развития внешней среды (табл.2).

Таблица 2 - Параметры системы стратегического управления

Параметры системы

Стратегическое управление

Конечный результат

- Достижение генеральной цели развития предприятия Потенциал предприятия, система стратегий Рациональная структура и гибкость предприятия Эффективность системы управления

Факторы успеха

Стратегия и гибкость: успех = изобретательность + предвиденье потребностей

Тип управляющего

Предприниматель - лидер

Тип планирования

Стратегическое планирование, сценарное, комплексное, целевое планирование

Структура системы управления

Динамичная (матричная)

Власть в управлении

Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, развитии производства, стратегическом планировании

Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:

анализ внешней и внутренней среды;

формулировка миссии (смысла существования) и целей организации;

разработка стратегии (й).

Стратегическое планирование, как правило, охватывает период длительностью более одного года. При определении стратегии руководство должно ответить на следующие основные вопросы:

какой бизнес следует прекратить;

какой бизнес целесообразно продолжить;

в какой надлежит перейти;

с каким бизнесом должно объединиться.

Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

определение миссии предприятия (фирмы);

формулирование целей и задач функционирования предприятия;

анализ и оценку внешней среды;

анализ и оценку внутренней структуры предприятия;

разработку и анализ стратегических альтернатив;

выбор стратегий.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления.

Процесс стратегического управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии.

Исследование теоретической базы и основных подходов к определению понятия "услуга" позволяет сделать вывод, что единство в определениях услуги и ее свойств у современных авторов отсутствует. Исходя из проведенного анализа различных трактовок определения услуги, существует классификация-группировка подходов к определению данного понятия (рис.6).

Наличие однозначного исчерпывающего определения принципиально необходимо для создания теоретической конструкции, описывающей процесс взаимодействия производителя и покупателя на рынке услуг. Именно определение лежит в основании концептуальных теоретических исследований. Услуга представляет собой деятельность, организуемую предпринимателем, которая направлена на удовлетворение различных потребностей людей (физиологических, интеллектуальных, социальных и т.д.), и обладающая в отличие от материальных товаров особым комплексом свойств: неосязаемой (нематериальной) формой, неотделимостью от источника, непостоянством качества (гетерогенность), невозможностью хранения, ненасыщаемостью (абсолютной ценностью для потребителя) и способностью к материализации. Как следует из вышеизложенного, нами предлагается ввести в научный и практический оборот два новых свойства услуг:

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.