Сущность, понятие и факторы повышения эффективности управления персоналом

В литературе слово «фактор» (лат. factor - делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.

В данном тексте под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка[14].

Не следует путать с часто встречающимся в учебной литературе таким понятием, как «факторы производства». К ним, как известно, относятся средства труда.

В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.

В соответствии с рисунком 2, факторы, влияющие на эффективность предприятия, могут классифицироваться по разным признакам[7].

В зависимости от места возникновения все факторы можно делить на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором - негативную.

Рисунок 2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;

) связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;

) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

) связанные со спецификой производства и отрасли;

) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой[9].

Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.