Модели организационного поведения персонала

Основные правила индивидуального и группового поведения задает сама организация, устанавливая круг обязанностей, соответствующие права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается организацией за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, внедрения определенных схем ролевого поведения и ролевого взаимодействия, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, одобряемых организацией, а другие в качестве нежелательных, порицаемых. Однако для согласования разнообразных человеческих индивидуальностей одних лишь формальных механизмов интеграции недостаточно.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Поведение сотрудника внутри организации обусловлено многими факторами. К числу внутренних факторов относят:

общие качества (интеллект, ум, наблюдательность, ра­ботоспособность, организованность, общительность и пр.);

специфические свойства (способность к тому или иному виду деятельности);

элементарные частные (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);

сложные частные, в том числе профессиональные (к отдельным видам деятельности), специальные (интерсоциальные, т.е. ориентированные на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными, т.е. направленными на создание конкретных объ­ектов в тех или иных сферах деятельности);

подготовленность к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

направленность (ориентированность социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов - интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

определенность склада характера;

биологически обусловленные особенностями (например, темпераментом);

психологические особенности: диапазон деятельности ("широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стиль работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамика психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

психическое состояние, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

Создавая роли, организация стремится к стандартизации, но если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение сотрудника стандартизировать гораздо труднее. Для того, чтобы определить противоречия между поведением человека и нормами организационного окружения необходимо знать: как сотрудник воспринимает себя, как он реагирует на стимулирующие воздействия, чем мотивируются его предрасположения. Это понять помогает знание основных движущих факторов поведения человека.

К ним относятся: мотивация, восприятие, критериальная основа.

В основе трудового поведения лежат мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих к деятельности. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решении на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, т.к. то к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует.

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.