Понятие стратегии и конкуренции и их взаимосвязь

Стратегия предприятия - это система мероприятий, которые оно выбирает для ведения бизнеса и выполнения конкуренции.

Как бизнес-модель, разработанная менеджментом предприятия и ориентированная на достижение высокой производительности и запланированных долгосрочных результатов прибыльности от перманентной деятельности, она обеспечивает возможность предприятию, с одной стороны, приспособиться к динамичным условиям агрессивной рыночной среды, а с другой - направить свои деятельность и развитие на получение прибыли в будущем. Не имея стратегии, предприятие не может стать конкурентоспособным.

Однако разносторонний характер и многогранность стратегии усложняют процедуру ее формирования с точки зрения эффективности использования ресурсов и обеспечения перманентной прибыльности в будущем.

Чтобы менеджмент предприятия смог генерировать и выбирать оптимальные варианты стратегического поведения на рынках и в отраслях, ему необходимо иметь четкое представление обо всей системе стратегических альтернатив (СА).

Для этого следует выяснить, что такое система стратегий предприятий, осуществив полномасштабные и всесторонние типологизацию, структуризацию и декомпозицию этой многоаспектной категории.

Проблеме формирования и развития стратегий управления предприятиями и организациями посвящены работы А. П. Градова, Г.

Б. Клейнера, И. Ансоффа, Г.

Минцберга, А. А. Томпсона и Дж. Стрикленда, Б. М. Мизюка, М. Портера и др. Но они не систематизировали стратегии современных предприятий, функционирующих в трансформационной экономике, с позиций характера (особенностей) отрасли и специфики ситуаций, в которых они могут оказаться.

Мы попытаемся провести такую систематизацию.

При типологизации СА и выборе адекватной стратегии необходимо руководствоваться тем, каким образом в них учтены значения (параметры) ключевых факторов, которые характеризуют предприятие и его окружение и определены в процессе формулирования миссии, постановки целей и стратегического анализа организации.

К таким ключевым факторам среди прочих относятся: размер предприятия, его миссия и цели, потенциал, особенности продукции, которую производит и будет производить предприятие, стадии жизненного цикла (ЖЦ) его бизнеса (продукта, технологии), наличие альтернативных стратегий, характер, состояние отрасли и позиция (ситуация) предприятия в ней, привлекательность рынка, конкурентные преимущества предприятия в отрасли.

Указанные факторы отражают отдельные аспекты стратегий (например, цель, вектор роста, уровень диверсификации, стадию ЖЦ, способы обеспечения конкурентного преимущества, конкурентное поведение на рынке) и одновременно являются признаками классификации его стратегий.

Генерация, пересмотр и выбор СА осуществляются путем использования следующих методов: разработки профиля стратегии предприятия; сравнения; учета ЖЦ продукта (технологии, предприятия); факторного анализа; расчетно-конструктив-ного метода; моделирования; матричных методов; экспертных оценок (методы Дельфи, "мозговой атаки", построения сценариев).

Для определения наиболее подходящей общей стратегической альтернативы (защитной, консервативной, агрессивной или конкурентной) развития предприятия можно применить SPACE-матрицу.

Для дальнейшего же пересмотра СА в рамках выбранной общей стратегии развития недиверсифицированых предприятий используют матрицу выбора стратегий Томпсона и Стрикленда, основанную на критериях роста рынка и конкурентной позиции предприятия.

Этот пересмотр должен дополняться анализом факторов внутренней и внешней среды предприятия с целью определения минимального набора стратегий и оценки уровня их ресурсного обеспечения.

Выбор среди традиционных конкурентных СА можно проводить за счет анализа преимуществ предприятия и его положения на рынке на основе тест-таблицы X. Вильдемана, которая дает возможность оценить характер рынка, на котором действует предприятие, его определяющие конкурентные преимущества и выбрать для него эффективную конкурентную стратегию.

Особое значение имеет размер предприятия. Для малых фирм выбор можно осуществлять по матрице "продукт - форма существования фирмы"; для средних - "темпы роста фирмы - темпы расширения ниши"; для крупных выбор в основном зависит от темпов их роста и диверсификации.

Перейти на страницу:
1 2

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.